Россия обладает самой протяженной сетью железных дорог в мире. Наличие густой сети железных дорог, особенно в европейской части страны, позволяет организовывать разнообразные по географии, форме и содержанию маршруты железнодорожных туров.
Железные дороги преимущественно расположены в европейской части страны, менее развита Восточная часть (Сибирь и Дальний Восток).
Всего в России насчитывается 17 железных дорог, каждая из которых возглавляется управлением:
1) Октябрьская (управление в Санкт-Петербурге);
2) Северная (Ярославль);
3) Горьковская (Н. Новгород);
4) Московская (Москва);
5) Куйбышевская (Самара);
6) Приволжская (Саратов);
7) Юго-Восточная (Воронеж);
8) Северо-Кавказская (Ростов-на-Дону);
9) Уральская (Екатеринбург);
10) Южно-Уральская (Челябинск);
11) Красноярская (Красноярск);
12) Восточно-Сибирская (Иркутск);
13) Забайкальская (Чита);
14) Дальневосточная (Хабаровск);
15) Байкало-Амурская (Тында);
16) Западно-Сибирская (Новосибирск);
17) Кемеровская (Кемерово).
Среди большинства российских туроператоров сегодня бытует мнение, что железнодорожный транспорт изжил себя и будущее принадлежит исключительно авиации и автобусам. Если обратиться к цифрам и сравнить показатели 1985 и 1995 гг., это мнение подтверждается: раньше 70% туристов пользовались услугами железной дороги, 15 % - «Аэрофлотом», а в 1997 г. доля железнодорожных перевозок снизилась до 35%.
Снижению туристского потока на железнодорожном транспорте есть ряд объективных причин:
• значительное уменьшение числа предоставляемых туристских поездов со стороны Министерства путей сообщения;
• низкое качество обслуживания туристов в пути следования;
• высокие тарифы и пр.
Министерство путей сообщения (МПС) - это главный орган в России, ответственный за управление железнодорожным сообщением, единственный владелец всех железных дорог в России (монополист). В структуру МПС входят главные управления и управления по отдельным отраслям железнодорожного транспорта.
Главное пассажирское управление МПС занимается вопросами обеспечения перевозок как пассажиров, так и туристов. В управлении железных дорог имеются пассажирские службы, а в отделениях дорог - пассажирские отделы или секторы.
Главное управление вагонного хозяйства МПС занимается обслуживанием пассажиров и туристов в поездах. Этому управлению подчинены резервы проводников, конторы обслуживания пассажиров и вагонные депо.
Главное управление движения МПС занимается вопросами организации следования поездов по графику. Главное врачебно-санитарное управление - санитарным состоянием вокзалов, пассажирских вагонов и т. д.
В режиме внутреннего туризма железнодорожный транспорт конкурентоспособен при реализации познавательного туризма, поездках выходного дня, экскурсиях.
Этот вид транспорта (наряду с автомобильным) является основным в приграничных туристских перевозках: в Финляндию, Польшу, Словакию, Китай, Монголию, а также в республики СНГ. Преобладание пассажиров из стран СНГ объясняется тем, что железная дорога - это основной путь в Россию из этих государств.
|