Последние годы отмечены возрождением преподавания логики на всех специальностях и направлениях университетов и других высших учебных заведений. Это примечательное явление характерно как для отечественной высшей школы, так и для высшего образования в большинстве стран мира.
Главная причина повышения значимости логики как фундаментальной учебной дисциплины связана с впечатляющими успехами в создании и применении новых информационных технологий. Ну а ключевой элемент информатизации - компьютер - является, как известно, ничем иным как логической машиной. Поэтому формирующаяся на наших глазах информационная цивилизация требует несравненно более высокой, чем прежде, логической культуры.
Сложившаяся в прошлом практика преподавании логики теперь уже не отвечает ее новому месту в образовании специалистов. С известной долей условности можно сказать, что под одним названием по сей день изучаются как бы две различные дисциплины: традиционная логика, излагаемая как философская дисциплина, исследующая условия правильности мышления, и символическая (или математическая) логика, исследующая абстрактные логические структуры. Если первая доминирует на гуманитарных специальностях, то вторая безраздельно господствует в естественно-научном и техническом образовании.
Потребность в синтезе двух этих подходов и преподавание логики как единой науки вполне очевидна: развитие приложений логики усиливает ее методологическую функцию и наоборот. Это нашло отражение и в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования, в соответствии с которым построен настоящий учебник. Для того чтобы перебросить мост от традиционной логической проблематики к символической логике, автором разработано исчисление предикатов - система натурального вывода. Это позволило упростить и одновременно осовременить материал без ущерба для строгости изложения.
При всей своей компактности настоящий учебник задуман как универсальный. Он может использоваться на всех специальностях и направлениях высшего образования, предусматривающих изучение курсов логики различной продолжительности и глубины. В случае преподавания логики в течение двух семестров рекомендуется ориентироваться на усвоение студентами всего учебного материала, изложенного в учебнике. Если же курс логики рассчитан только на один семестр, то при его преподавании студентам-гуманитариям можно ограничиться табличным построением логики высказываний, опустив исчисление предикатов.
|