Маршрут экскурсии – это хорошо продуманный, наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы.
Составление маршрута обусловлено темой экскурсии, местом расположения объектов, наличием путей для подъезда (подхода) и площадок для показа и осмотра объектов. Экскурсионный маршрут должен быть построен так, чтобы обеспечить показ объектов в логической последовательности и создать зрительную основу для раскрытия темы.
Существует несколько основных композиционных принципов построения маршрута экскурсии: хронологический, тематический, тематико-хронологический, географический.
Примером хронологического построения маршрута могут служить экскурсии, посвященные жизни и деятельности выдающихся личностей, в которых экскурсантов знакомят сначала с более ранними фактами биографии человека, а затем подают материал, придерживаясь хронологической канвы.
По тематическому принципу строятся экскурсии, связанные с раскрытием определенной темы в жизни города (области), например: «Омск научный», «Омск театральный» и т. п. Хронологический принцип может быть реализован внутри отдельных подтем экскурсии. В этом случае мы имеем дело с тематико-хронологическим комидиционным принципом, на основе которого строятся городские обзорные экскурсии.
Наконец, географический принцип предполагает следование каким-либо ориентирам на местности: «Любинский проспект», «Омск с борта теплохода».
Перечисленные композиционные принципы построения экскурсионного маршрута редко выступают в чистом виде, как правило, они комбинируются, проявляют себя на разных участках экскурсии.
При разработке пути следования экскурсионной группы к нему предъявляются следующие обязательные требования:
1) маршрут должен быть составлен так, чтобы экскурсионные объекты не располагались слишком близко друг к другу, не заслоняли один другой, не контрастировали друг с другом;
2) экскурсионный маршрут должен быть компактным, переезд или переход между объектами не должен превышать 10 - 15 минут, чтобы не нарушать непрерывность экскурсионного процесса;
3) на маршруте должны находиться благоустроенные остановки, в том числе санитарные, и места парковки транспортных средств;
4) по пути следования экскурсионной группы должны отсутствовать повторные проезды или проходы по одному и тому же участку маршрута, так называемые «петли»;
5) при составлении маршрута должна учитываться эстетическая ценность застройки и ландшафта, расположенных по пути движения группы.
К моменту проведения экскурсии, наряду с основным маршрутам, целесообразно иметь несколько запасных вариантов движения группы на случай возможных непредвиденных ситуаций на дороге: транспортных «пробок», аварий, ремонтных работ.
При разработке автобусного маршрута следует руководствоваться «Правилами дорожного движения», «Уставом автомобильного транспорта», «Правилами перевозки пассажиров» и другими ведомственными нормативами. Разработка транспортного маршрута завершается расчетом километража и времени использования транспортного средства.
После того как маршрут составлен, проводится его объезд или обход.
|