Понятие, цели и функции туризма   Цели туризма   Социальное значение туризма   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

23.09.2015
Инженерно-психологические исследования (статья)
В 1945 г. П.Фиттс организовал лабораторию инженерной психологии в Военно-воздушных силах США, а Ф.Тейлор — лабораторию человеческой инженерии в Военно-морс...
подробнее   >>>
03.09.2015
Контроль
25.04.15г. в 10:00 в 12 ауд и 23.05.15г. в 10:00 в 12 ауд. - контрольные точки для выпускников (весна 2015г.) специальности "Автомобиле- тракторострое...
подробнее   >>>

Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>

Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>


все новости...


Методика экскурсионного рассказа


Экскурсионный рассказ – условно принятое в экскурсоведении название устной части экскурсии: сообщения и пояснения, которые экскурсовод делает в ходе экскурсии; это звучащий индивидуальный текст экскурсовода, исполненный им в форме монолога и в соответствии с требованиями устной публичной речи.

Рассказ в экскурсии должен быть тематическим, конкретным, логичным, кратким, убедительным, доступно изложенным, научным, предварительно подготовленным.
Экскурсионный рассказ выполняет две задачи:

1) комментирует, поясняет, дополняет увиденное;
2) реконструирует, восстанавливает то, что в данный момент экскурсант не может увидеть.

В соответствии с этим существует два вида рассказа: повествовательный рассказ, который дает экскурсантам представление о том, где и таким образом происходили события, и реконструктивный рассказ, задачей которого является восстановление перед мысленным взором экскурсантов того или иного объекта.

Экскурсионный рассказ, как и показ, имеет характерные для него признаки.

Подчиненность рассказа показу. В оценке роли рассказа в экскурсии ученые–экскурсионисты всегда были единодушны, несмотря на различия точек зрения по другим вопросам экскурсионной теории: рассказ вторичен по отношению к показу, он дополняет показ зрительного материала и вне показа на экскурсии не используется. Содержание рассказа определяется объектом наблюдения и изучения (природа, производство, музейная экспозиция и т. д.).

Использование в рассказе зрительных доказательств. В процессе рассказа происходит трансформация одного вида информации, устной речи, в другой – зрительные образы, поэтому в экскурсионном рассказе отсутствуют устные доказательства: их роль выполняет зрительный ряд. Показ должен строится таким образом, чтобы «заговорил» сам объект и экскурсанты увидели то, о чем рассказывает экскурсовод. Рассказ, не связанный со зрительным рядом, излишне подробный, превращается в лекцию.

Адресность рассказа. Под адресностью понимается привязка рассказа к наблюдаемым объектам. Рассказывая, экскурсовод обращает внимание экскурсантов на конкретный объект или его детали, части (здание, памятник природы, работающий конвейер, балкон, пролет моста). В этом случае нужно конкретно сформулировать указания экскурсантам, чтобы они безошибочно определили «адрес» рассказ: чему адресует рассказ экскурсовод, на что обратить внимание.

Конкретность рассказа. Конкретность требует, чтобы в рассказе преподносился материал, раскрывающий конкретную тему. Неправильно рассматривать конкретность рассказа как обилие фактического материала (фактов, примеров, дат, цифр, фамилий).

Утверждающий характер рассказа. Рассказывая о чем-то, экскурсовод преподносит информацию с максимальной убедительностью, то есть как объективный факт.
Наличие в рассказе подтекста. Подтекст – это внутренний, скрытый в речи, дополнительный смысл рассказа экскурсовода. Посредством подтекста экскурсовод выражает свое отношение к тому, о чем рассказывает, дает оценку какому-либо факту в излагаемом материале. Подтекст проявляется в эмоциональности рассказа экскурсовода, в тональности его речи, в жестах и мимике.

Экскурсионный рассказ имеет монологический характер. Однако в некоторых случаях экскурсоводом делаются попытки превратить часть экскурсии в открытый или скрытый диалог, что приводит к возрастанию активности экскурсантов при восприятии материала. В этом случае важную роль играют ответы на вопросы экскурсантов и работа экскурсовода с их репликами. В репликах экскурсанта выражается его мнение о чем-либо, причем не всегда правильное. Существует специальная методика работы экскурсовода с репликами: уходить от реплики не стоит, ответ на реплику должен быть умело вплетен в рассказ экскурсовода и не должен нарушать его логику.

В рассказе экскурсовод часто использует определения предметов. Хорошее определение отграничивает одно понятие от другого, раскрывая сущность предмета или явления. Другими словами, определение должно быть ясным, соразмерным объему определяемого понятия. Кроме того, оно не должно быть негативным, противоречивым и строится на отрицании. Например, обелиск – памятник, сооружение в виде сужающегося кверху столба.

Экскурсионная методика предъявляет ряд требований к рассказу экскурсовода. Методическая оправданность рассказа зависит от внешнего вида объекта, степени его сохранности. В соответствии с этим рассказ может развиваться по одной из двух линий:

1) экскурсионный объект дошел до современности в полной сохранности, без перестроек и утраты отдельных частей – рассказ начинается с описания объекта или события, с ним связанного;
2) экскурсионный объект не дошел до нас в первозданном виде – в рассказе сначала обращается внимание на реконструкцию объекта, а после этого описываются события, с ним связанные.

Следующее требование обусловлено тем, что экскурсионная методика учитывает особенности восприятия материала. Практика показывает, что непрерывный рассказ недопустим, поэтому в экскурсии должны быть паузы. Во время пауз (переходы и переезды от объекта к объекту) экскурсанты получают возможность обдумать услышанное, закрепить материал в памяти, а экскурсоводу предоставляется возможность кратковременного отдыха. Не следует использовать паузы для обмена впечатлениями об экскурсии, обсуждения увиденного и услышанного, так как это разрушает «ткань» экскурсии и снижает в дальнейшем уровень восприятия материала.

Для экскурсии, где много места занимает рассказ, могут быть характерны моменты «кризиса внимания», которые, по мнению психологов, наступают на 14-й, 25-й, 34-й и т. д. минутах. В это время рекомендуется привести интересный пример, сообщить интригующий факт, подробность или переключить внимание экскурсантов на новый объект и в плане показа, и в плане рассказа.

Продолжительность рассказа не должна быть более длительной, чем способность объекта своим внешним видом привлечь внимание экскурсантов.

Несоблюдение данных требований экскурсионной методики приводит к такому недостатку экскурсии, как лекционность. Лекционность имеет место тогда, когда две составляющие экскурсии – показ и рассказ – функционально меняются местами: первичным становится рассказ, а показ уходит на второй план или вообще отсутствует. Другими словами, рассказ строится в отрыве от показа и не подкрепляется зрительными наблюдениями экскурсантов.

Итак, экскурсионный рассказ, несмотря на его вторичность по отношению к показу, требует серьезной подготовки и высокого методического уровня его проведения. Поэтому следует знать основные методические приемы ведения экскурсионного рассказа и уметь их использовать.


АлкоБарьер - эффективное средство от алкоголизма.