Современное развитие туризма и гостеприимства базируется на природных, социально-экономических, культурно-исторических и, конечно же, трудовых ресурсах. Туризм как область деятельности создавался людьми и для людей, ибо только им присуще гостеприимство. Никакой другой ресурс, искусственный механизм не может заменить гостеприимство по той причине, что это чувство, которое мы испытываем по отношению к другим людям. Вот почему основным ресурсом развития туризма всегда будут люди, человеческие ресурсы.
Степень механизации труда в индустрии чрезвычайно низок по сравнению с отраслями промышленности. Управление людьми сегодня является обязательным и самым главным компонентом менеджмента любой туристской организации, наряду с управлением материальными (оргтехника, номерной фонд и т.д") и природными (курортные местности, памятники природы и т.д.) ресурсами.
Квалифицированный и обученный штат поднимает уровень профессионализма компании в глазах потребителей и помогает убедить их в высоком качестве обслуживания. Это относится ко всем сотрудникам, но прежде всего к работающим в торговом зале кафе, службе размещения и обслуживания номерного фонда, гидам. Эти люди больше всех контактируют с туристами, поэтому в глазах последних именно они являются «лицом» компании. За рубежом данную категорию работников объединяют термином «фронт-офис», или «фронт-лайн», подчеркивая их положение на передовой конкурентной борьбы за туристов. Безусловно, гиды - главная ударная сила «фронт-офиса» компании по приключенческому и экотуризму, а их способность убедить клиента в безопасности и привлекательности тура является решающей.
Стратегическое управление в экотуризме - это управление, которое опирается на природные и человеческие ресурсы, как основу устойчивого развития туризма; ориентирует деятельность турфирмы на нужды гостей и местных жителей; своевременно реагирует на изменение конъюнктуры туристского рынка и других характеристик внешней среды, что в совокупности позволяет достичь стратегическую цель развития турфирмы.
Структура турфирмы является еще одним компонентом планирования управления персоналом. Поскольку состав индустрии туризма и гостеприимства чрезвычайно разнообразен, то и структура организаций, ее слагающих, также разнообразна, в том числе и в экотуризме. Структура круизной компании отличается от структуры отеля или ресторана. Но в любом случае именно организационная структура определяет соотношение (взаимоподчиненность) между функциями, выполняемыми отделами, сотрудниками организации. Она проявляется в разделении труда, создании специализированных подразделений, иерархии должностей. Организационная структура выступает необходимым элементом управления любой туристской организации, позволяя добиться порядка в использовании ресурсов развития, в том числе человеческих ресурсов.
|