Понятие, цели и функции туризма   Цели туризма   Социальное значение туризма   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

23.09.2015
Инженерно-психологические исследования (статья)
В 1945 г. П.Фиттс организовал лабораторию инженерной психологии в Военно-воздушных силах США, а Ф.Тейлор — лабораторию человеческой инженерии в Военно-морс...
подробнее   >>>
03.09.2015
Контроль
25.04.15г. в 10:00 в 12 ауд и 23.05.15г. в 10:00 в 12 ауд. - контрольные точки для выпускников (весна 2015г.) специальности "Автомобиле- тракторострое...
подробнее   >>>

Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>

Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>


все новости...


Экскурсионная аудитория


Подготовку экскурсии лучше начинать с анализа будущей экскурсионной аудитории: необходимо установить, что она собой представляет как целостное образование, что ее характеризует, каковы те общие свойства, которые присущи любой аудитории.

Следует иметь в виду, что экскурсионная аудитория никогда не является простой суммой входящих в нее личностей, объединенных лишь совместным пребыванием в экскурсионной группе. Она всегда есть нечто больше, это особый социально-психологический конгломерат.

Экскурсионной аудиторией следует называть кратковременную общность людей, одновременно участвующих в общем для них виде деятельности в условиях непосредственного зрительно-слухового контакта, имеющих контакт между собой, интересующихся одним и тем же предметом и испытывающих сходные переживания.

Во время проведения экскурсии действуют факторы, объединяющие экскурсионную аудиторию (общие условия восприятия, содержание экскурсии, фигура экскурсовода, общая деятельность), и факторы, разъединяющие ее (мотивы прихода на экскурсию, уровень понимание материала, отношение к экскурсии).

В первую очередь рассмотрим объединяющие факторы, к ним относятся следующие.

Наличие непосредственного контакта. Важной характеристикой экскурсионной аудитории является наличие у ее членов непосредственного зрительного и слухового контакта с экскурсоводом, друг другом, объектами показа. Прямое общение экскурсантов с экскурсоводом, возможность видеть то, о чем он говорит, наблюдать реакцию присутствующих, другими словами, непосредственная включенность человека в событие оказывает на него огромное воздействие, повышает эмоциональность восприятия информации.

Чувство общности, которое появляется в результате совместного участия в экскурсии и эмоционального влияния друг на друга. Чувство общности выражается в определенном эмоциональном настрое, осознании своей целостности, в готовности к коллективным действиям.

Наличие общего центра внимания. Люди, собравшиеся вместе до начала экскурсии, несмотря на уже существующий контакт между ними и определенный интерес к теме экскурсии, еще не образуют экскурсионную аудиторию. Аудиторией они становятся только тогда, когда появляется единый, значимый для всех присутствующих центр внимания – экскурсовод.

Гомогенность аудитории, то есть степень однотипности, подобие участников экскурсии друг другу по культурным, социально-психологическим, возрастным, профессиональным, географическим признакам.

Предварительный настрой и наличие прошлого опыта. Хорошее настроение экскурсантов способно вызвать у них дополнительную активность, усилить интерес к теме экскурсии, одним словом, создать наиболее благоприятную почву для восприятия предстоящей экскурсии. Наоборот, отрицательный эмоциональный настрой экскурсантов (безразличие, апатия, подавленность) являются препятствием для деятельности экскурсовода и могут снизить эффективность его общения с аудиторией.

Что касается прошлого опыта экскурсантов, то сознание аудитории никогда не бывает свободно от него. Любая экскурсионная аудитория имеет коммуникативные препятствия, которые экскурсовод должен преодолеть. К последним относятся установки, стереотипы, мнения, оценки экскурсантов, приобретенные ими в прошлом.
Организация и порядок проведения экскурсии. Экскурсия, как и любое социально-культурное мероприятие, имеет правила, которые должны признаваться и соблюдаться ее участниками. Экскурсионная аудитория должна это осознавать и выполнять правила взаимодействия с экскурсоводом и друг с другом.

Разъединять участников экскурсии могут прежде всего мотивы посещения экскурсии. Выделяют три основных группы мотивов: интеллектуально-познавательные, эмоционально-эстетические и морально-дисциплинарные.

Интеллектуально-познавательные мотивы посещения экскурсии являются доминирующими, если экскурсанты желают узнать новое, расширить представление о предмете или явлении, получить возможность углубить и систематизировать знания.

Эмоционально-эстетические мотивы связаны с желанием соприкоснуться с прекрасным, увидеть некогда услышанное и поразившее воображение. Эта группа мотивов характерна для восприятия и осмысления искусствоведческих, литературных, архитектурно-градостроительных экскурсий.

Морально-дисциплинарные мотивы доминируют, когда приход на экскурсию обусловлен не интеллектуально-познавательной потребностью, а чувством долга, ответственности, дисциплинированности. Активность восприятия материала экскурсантами может быть очень низкой.

Экскурсоводу следует как можно раньше выявить доминирующий мотив, объединяющий большую часть экскурсионной аудитории, и, исходя из этого, сделать необходимые корректировки в содержании экскурсии и форме ее подачи.

Таким образом, прежде всего возникает необходимость в типологии экскурсантов в зависимости от их отношения к экскурсии как форме социально-культурной деятельности. С этой точки зрения экскурсанты отличаются большим или меньшим интересом к экскурсии. Профессиональные, социально-культурные, возрастные показатели, а также уровень образования в этой типологии не учитываются. Группируя таким образом экскурсантов, мы опираемся на типологию, предложенную Б. Ф. Омельченко.

К первой психологической группе относятся экскурсанты, действительно интересующиеся темой экскурсии и стремящиеся получить необходимые им сведения и знания. Они стараются не пропустить ни одного слова, ни одного объекта показа. Это союзники и главные помощники экскурсовода. Данный тип можно назвать конструктивным.

Ко второй группе относятся экскурсанты, образующие сверхактивный тип. Они ждали эту экскурсию и хотели не просто ее посетить, но и активно в ней поучаствовать. Однако из-за каких-то обстоятельств (опоздание автобуса, плохая погода и т. д.) начали экскурсию с испорченным настроением, за этим может последовать громкое выражение недовольства, выкрикивание реплик, вскакивание с мест. Если экскурсоводу не удается найти подход к экскурсантам этого типа и успокоить их, то они способны разрушить экскурсию.

Третью группу образуют экскурсанты соглашательского типа. Эти люди пришли на экскурсию без особого желания, поэтому не ждут от нее ничего интересного. Во время экскурсии они занимаются только осмотром достопримечательной. Иногда они могут прислушаться к тому, что говорит экскурсовод, и если это покажется им интересным, то они могут включаться в процесс восприятия экскурсии. Дальнейшее их поведение не отличается от первой группы экскурсантов, а экскурсовод чувствует растущую их поддержку.

Четвертая группа объединяет безразличных к экскурсии экскурсантов, которые абсолютно не заинтересованы в ней и уверены, что она им не нужна. Такие экскурсанты не мешают экскурсоводу, однако вид экскурсантов, лишь физически присутствующих на экскурсии, не доставляет ему удовольствия. Этот тип экскурсантов называют поверхностным.

Пятую группу составляют экскурсанты, относящиеся к конфликтному типу. Это настоящие противники экскурсовода. Они заранее настроены против содержания экскурсии: им не нравится экскурсовод, его высказывания, объекты показа и пр. Основная их задача – противопоставить себя экскурсоводу и остальным участникам экскурсии.

Чаще всего экскурсионная аудитория представляет собой комбинацию если не всех, то большинства названных типов экскурсантов. Понимание экскурсоводом, что в одной экскурсионной группе реально присутствуют в разном соотношении все отмеченные типы экскурсантов, помогает выбрать точную стратегию и правильную тактику проведения экскурсии.

Экскурсоводу следует знать и учитывать при работе с разными типами экскурсантов, что постаменты экскурсии: глубокое содержание, умело подобранные объекты показа, запоминающиеся факты, жизненно полезные примеры, привлекательная манера проведения экскурсии.

Существует другая типология экскурсантов на основании нескольких показателей. К таким показателям относятся возраст, род занятий экскурсантов, место жительства.

Учитывая возрастной показатель, создаются однородные экскурсионные группы детей, молодежи, людей среднего возраста, пенсионеров. Экскурсии для разных возрастных групп отличны друг от друга по способу передвижения, продолжительности, содержанию, методике преподнесения материала.

Так, экскурсии для детей и молодежи характеризуются более активной формой проведения, а также имеют и другие особенности: рассказ в форме беседы, вопросы к аудитории с целью сосредоточить внимание на определенной проблеме, задание – самостоятельно провести различные наблюдения и сделать выводы по подтеме, более быстрые темпы передвижения по маршруту, значительный удельный вес пешеходных экскурсий.

Экскурсионные группы могут создаваться с учетом рода занятий экскурсантов, то есть с учетом профессиональных интересов каждой из таких групп. Основой для изложения материала служит степень их подготовки для восприятия темы экскурсии. Это дает возможность проводить экскурсии, излагая материал, в зависимости от состава аудитории, большей или меньшей сложности. Так, для профессионалов в какой-либо области можно проводить экскурсии, более глубокие по своему содержанию. Главное отличие экскурсий для таких экскурсионных групп заключается в их содержании, зрительном и словесном материале. В зависимости от уровня подготовленности аудитории может быть создано по нескольку вариантов одной экскурсии.

Работая с экскурсионными группами, сформированными на основе такого показателя, как место жительства, важно учитывать содержательную сторону экскурсии. Так, в экскурсию для местных жителей, может быть не стоит включать показ всем хорошо известных объектов и рассказ о них. Следует сосредоточиться на объектах, в широких кругах известных мало, но, несмотря на это, имеющих немалую историко-культурную ценность. Для приезжих экскурсантов (сельских жителей, иногородних, иностранцев), конечно, следует включить в экскурсию объекты, являющиеся визитной карточкой данной местности. Кроме этого, для приезжих целесообразно, если это органично вписывается в экскурсию, для большей наглядности проводить параллели, сравнения, аналогии с той местностью, откуда они прибыли.

Таким образом, очень важно, чтобы экскурсия не была перегружена потоком ненужной экскурсантам информации, чтобы способ подачи материала не был утомительным, а способствовал эффективному восприятию той или иной категорией экскурсантов. В связи с этим тематика экскурсий, методика ее проведения и многое другое непременно должны быть сориентированы на определенную экскурсионную аудиторию. Учет запросов, интересов, уровня подготовки, возраста, места жительства и других особенностей потенциальной экскурсионной аудитории при подготовке и проведении экскурсии называется дифференцированным подходом к экскурсионному обслуживанию. От умелого применения дифференцированного подхода к организации, содержанию, методике подготовки и проведения экскурсии зависит эффективность экскурсионной работы конкретного экскурсионного учреждения.


АлкоБарьер - эффективное средство от алкоголизма.