Понятие, цели и функции туризма   Цели туризма   Социальное значение туризма   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

23.09.2015
Инженерно-психологические исследования (статья)
В 1945 г. П.Фиттс организовал лабораторию инженерной психологии в Военно-воздушных силах США, а Ф.Тейлор — лабораторию человеческой инженерии в Военно-морс...
подробнее   >>>
03.09.2015
Контроль
25.04.15г. в 10:00 в 12 ауд и 23.05.15г. в 10:00 в 12 ауд. - контрольные точки для выпускников (весна 2015г.) специальности "Автомобиле- тракторострое...
подробнее   >>>

Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>

Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>


все новости...


Экономика и организация международного туризма


Основные экономические законы и категории в туризме

К числу экономических законов и категорий, наиболее рельефно характеризующих туристический рынок, можно отнести закон спроса и предложения, категорию эластичности, закон Энгеля, эффект сноба, эффект Веблена, эффект мультипликатора, кривые безразличия и др.

Закон спроса и предложения устанавливает прямую зависимость между ценой турпродукта и его предложением и обратную зависимость между ценой и спросом на турпродукт. Эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов изменится спрос на турпродукт, если его цена изменится на 1%. Согласно закону Энгеля, с увеличением дохода уменьшается та его часть, которая расходуется на товары первой необходимости, и увеличивается доля расходов на предметы роскоши и духовное развитие, куда можно отнести и туризм.

Эффект сноба означает, что потребитель туристического продукта хочет отличаться от большинства. Покупатель-сноб никогда не купит то, что покупают другие. Здесь имеет место зависимость от окружающих, которая в обычном смысле понимается как эффект присоединения к большинству. Однако при эффекте сноба она имеет обратную направленность.

Эффект Веблена выражается в престижном демонстративном потреблении. Считается, что определенные товары привлекательны для людей, которые покупают их с тем, чтобы произвести впечатление на окружающих. В туризме такими примерами могут служить особо дорогие новинки туристического рынка. Эффект мультипликатора означает, что средства, вложенные в туристическую деятельность, дают не только прямой доход, но и опосредованно влияют на отраслевую и территориальную структуру хозяйства.

Кривые безразличия (категория безразличия) свидетельствуют о том, что потребителю туристического продукта часто неважно куда ехать, главное, чтобы стоимость тура совпадала с финансовыми возможностями (бюджетным ограничением) потребителя.

Для туристической деятельности некоторые экономические понятия и категории приобретают специфический смысл. Например, такое понятие, как «товар», т.е. продукт, произведенный для обмена, в туризме фактически эквивалентен понятию «турпродукт», т.е. совокупности вещественных и невещественных потребительских стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей туриста. Турпродукт оформляется в виде туристического пакета и реально представляет собой конкретный тур.

Туристическая рента — регулярный твердый доход, не связанный с предпринимательской деятельностью. Причиной возникновения туристической ренты являются специфичность ресурсов туризма, их природно-оздоровительная, духовно-нравственная, эстетическая, историко-культурная и иная социальная значимость, а также уникальность. Монопольная туристическая рента образуется на основе хозяйственного использования туристических ресурсов уникального качества. Дифференциальная туристическая рента образуется на основе использования туристических ресурсов неравного качества.

Анализ макроэкономического фактора туристической деятельности

 

Макроэкономический подход к туристической деятельности направлен на изучение влияния туризма на экономику страны в целом и его вклад в валовой доход государства. Количественно оценить доходы туризма можно при помощи показателя платежного баланса, где выделяются статьи невидимого экспорта и импорта, включающие поступления от туризма.

Раскрытие основных финансово- экономических показателей деятельности турфирмы и особенности организации турпоездки

Микроэкономический подход предусматривает прежде всего анализ деятельности хозяйствующего субъекта на туристическом рынке, т.е. туристической фирмы. В данном случае необходимо оперировать конкретными финансово-экономическими показателями, такими, как экономический эффект, эффективность, прибыль, рентабельность, фондоотдача, фондоемкость, оборачиваемость оборотных средств, производительность труда и др.

Современный микроэкономический анализ предусматривает также анализ бухгалтерской финансовой отчетности, умение рассчитывать финансовые коэффициенты (ликвидность, маневренность,автономность и др.). Это важно для знания финансово- экономического «здоровья» фирмы и ее платежеспособности. Анализ структуры себестоимости и затрат турфирмы, осуществляемый в рамках бухгалтерского управленческого учета, позволяет принимать правильные управленческие решения, максимизировать прибыль, минимизировать затраты.

Важно также представлять себе особенности организации турпоездки. Здесь оперируют такими понятиями, как ваучер (право на проживание в гостинице), трансфер (стоимость перевозки туриста от аэропорта до гостиницы), чартер (международный авиаперелет в оба конца). Определенное значение имеют знания основных элементов страхования, являющегося обязательным при осуществлении турпоездки.

Туризм и региональная экономика

Международный туризм имеет прямую связь с региональной экономикой. Можно утверждать, что экономика туризма, как ни одна другая сфера экономической деятельности, географична, что позволило Всемирной туристической организации провести специальное туристическое районирование, т.е. выявить наиболее посещаемые регионы мира. ВТО выделяет следующие туристические регионы: Европа, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Средний Восток, Южная Азия, Юго-Восточная Азия, Австралия и Тихий океан. Кроме того, международный туризм можно рассматривать в контексте целей регионального развития.

Страхование в международном туризме

Страхование путешественников появилось в России сравнительно недавно. Сейчас выезд за рубеж практически невозможен без страхового полиса. Туристы, как правило, подробно выясняют условия своего пребывания за рубежом: кто их перевозит, где они будут жить, как организуется питание и т.п. Но, к сожалению, очень редко задается важный вопрос: какая страховая компания выдала им страховой полис? Кто их будет обслуживать при наступлении страхового случая?
Своевременно полученная информация по этим вопросам мoжeт значительно облегчить жизнь туриста. Поэтому туристическая фирма, выдавая туристу пакет документов, должна обратить его внимание на то, какой страховой компанией и по какой схеме он застрахован.
В настоящее время применяются в основном две схемы страхования туристов — компенсационная и сервисная, или схема содействии (assistance). По компенсационной схеме при наступлении страхового случая турист сам расплачивается за оказанную услугу, а по возвращении на родину предъявляет необходимые документы (страховой акт, счета, чеки и т.п.) страховой компании, с которой был заключен договор страхования. И если страховой случай подтверждается подлинными документами и соответствует условиям данного вида страхования, страховая компания принимает решение о страховой выплате. Но у данной схемы имеется два существенных недостатка. Во-первых, турист всегда должен иметь при себе запас валютных средств. Во-вторых, у путешественника нет твердых гарантий, что по возвращении на родину он получит страховую выплату. Поэтому страхование по данной схеме в последние годы применяется редко.
 Посервисной схеме (ассистанс) страхования услуги оказывают не менее двух страховых организаций: отечественный страховщик и его зарубежные партнеры — одна или несколько сервисных компаний. Рассмотрим особенности страхования по сервисной схеме более подробно. В страховом полисе можно найти ссылку на то, что в случае наступления страхового случая его владелец должен связаться со специальной службой — диспетчерским центром упомянутой компании «assistance». Главная задача таких компаний — немедленное реагирование в чрезвычайных ситуациях, оказание туристу неотложной медицинской, технической, юридической, административной или какой-либо иной помощи. При наступлении страхового случая для получения экстренной помощи и услуг, предусмотренных условиями страхового полиса, застрахованное лицо обязано незамедлительно обратиться в сервисную компанию по телефонам, указанным в полисе, при этом сообщив необходимую информацию о себе и о своем месторасположении, а также о возникшей проблеме и виде требуемой помощи. В этом случае сервисная компания должна организовать предоставление помощи застрахованному лицу от имени страховщика.

У сервисной компании может быть несколько программ обслуживания. Как правило, сервисными компаниями оказываются следующие виды услуг:

·         услуги по медицинской эвакуации;

·         услуги по медицинской репатриации;

·         организация репатриации останков;

·         организация посещения клиента;

·         сопровождение несовершеннолетних детей;

·         оплата экстренной стоматологической помощи (до 400 долл. США в зависимости от страны пребывания);

·         предоставление юридической информации;

·         предоставление информации о переводчиках;

·         содействие при утере багажа и документов;

·         передача срочных сообщений.

Не подлежат возмещению расходы, связанные с оказанием застрахованному лицу любого вида услуг, предусмотренных условиями страхового полиса, если они не были предварительно согласованы со страховщиком или сервисной компанией. Страховой премией является плата за страхование, которую страхователь (турист) обязан уплатить страховщику (страховой компании). Страховая премия зависит от ряда факторов (суммы страховки, срока поездки, возраста и др.). Как правило, она увеличивает стоимость тура на несколько десятков долларов США. Страховой суммой является денежная сумма, исходя из которой устанавливаются размеры страховой выплаты и в пределах которой страховщик обязуется компенсировать расходы страхователю при наступлении страховых событий. Страховая сумма устанавливается по выбору страхователя и составляет, как правило, от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч долларов США. Договор страхования заключается обычно на срок пребывания застрахованного лица за пределами Российской Федерации. Дата начала и окончания действия договора страхования указывается в страховом полисе. Следует опасаться случая, когда турфирма берет деньги за страховой полис со своего клиента, а реально договора со страховой компанией у нее нет и услуги по страхованию туриста не оказываются. Услуги по страхованию при выезде за рубеж можно получить в случае приобретения банковских пластиковых карт. Так, пластиковые карты «American Express» дополнительно предоставляют услуги по страхованию от несчастных случаев, глобальную поддержку, круглосуточную телефонную помощь по медицинским и юридическим вопросам. При приобретении пластиковых карт «Eurocard / Mastercard» дополнительно предоставляется международный страховой полис от несчастных случаев при выезде за границу.


АлкоБарьер - эффективное средство от алкоголизма.